пятница, 16 апреля 2010 г.

Проба пера

Объясните мне, почему все вопросы в образовании сводятся к тому, КАК учить наших детей, то есть к проблеме методик обучения.
Мы много говорим о «развитии системы повышения квалификации в сфере ИНТ, о решении задач, возникающих при реализации на практике положений стандартов второго поколения», о том, что «учитель новой школы должен обладать компетенциями интерактивного взаимодействия в условиях глобальной информационно-коммуникационной среды» и пр, и пр.
Но, насколько я понимаю, «стандарты второго поколения» сводятся к тому, СКОЛЬКО должен знать ребенок к определенному возрасту. Мне кажется, что вопросы КАК и СКОЛЬКО можно ставить только после ответа на вопрос ЧЕМУ УЧИТЬ???
Посмотрим на старую добрую математику. Пока я работала в школе, у меня возникло ощущение некоторого космического корабля (образ не мой), который отправился в полет где-то в 18 веке, и обитатели его давно забыли, зачем им нужна эта математика. А мы передаем эти знания из поколения в поколение, не задумываясь о том. как они привязаны к миру, в котором мы живем. Весь седьмой класс мы изучаем линейную функцию, это более чем актуально, но попробуйте спросить обычного ребенка: какова зависимость пути от времени (силы тока в электрической цепи от напряжения, удлинения стержня от силы), и мы не получим ответа, ведь это разные предметы и разные способы «укладывания» информации - она лежит на разных полках.
Невозможно в нашем мире разделять физику, математику и информатику. И невозможно их «линейное», изолированное преподавание без увязывания предметов друг с другом и комплексного подхода. Мы должны отдавать себе отчет, что именно в школе мы формируем мировоззрение, то есть умение видеть окружающий нас мир с его взаимосвязями и способами его изучать. А математика только способ, «аппарат» изучения.
Возможно, наступило время пересмотра учебных программ, учебного материала. Сегодня учебные программы составлены так, что ребенок получает некоторое количество «мертвого» знания, абстрактной информации, владение которой никак не связано с его реальностью, никак не влияет на его восприятие жизни и окружающего мира. Знания по каждому предмету «лежат» в голове у ребенка изолировано друг от друга.
И в этом блоге я хотела бы обсудить возможность создания такого варианта школьной программы, в котором предметы были бы объединены в блоки - технический (математика, физика, информатика), естественнонаучный (химия, биология), гуманитарный (литература, история, география), языковой (русский и иностранные языки). Изучение каждого предмета в блоке дополняло и подкрепляло бы работу с другими предметами этого блока. Такое обучение давало бы ребенку не только необходимое количество информации, но и способность разные виды этой информации увязывать друг с другом, то есть культуру работы с информацией, методику применять полученное знание для восприятия и оценки окружающего мира.
Я отдаю себе отчет в том, что это работа для целого коллектива, и не на месяц. А я всего-навсего математик.

4 комментария:

  1. Поддерживаю идею. Сами того пока не понимая, Вы все равно придете к Веб 2.0 как интегративному инструментарию. Где важен не материал и его фактология, а формы работы с ним. Которые изучаются на физике, математике, литературе и т.д.
    Буду Вас читать и по возможности отвечать.
    Хорошо, что сразу сформулирована задача блога. Что реализуется — посмотрим.

    ОтветитьУдалить
  2. Идея взаимоувязывания знаний по разным предметам и комптетентностей к ним, мне кажется заложена в самом стандарте второго поколения. Если школа сама будет строить свою образовательную программу, то учителя получат шанс выстраивать её по своему усмотрению. Осталось только подобрать команду единомышленников и соотнести свои фантазии с делением на предметные области.

    ОтветитьУдалить
  3. На самом деле, педагог должен всегда быть на границе нового, и такой мощный инструментарий, конечно не останется в стороне.
    И попытка смастерить новую образовательную программу без Веб.2 никуда не годится.

    ОтветитьУдалить
  4. Я не преподаватель. Удачи Вам, Tommy! Дорогу осилит идущий !!!

    ОтветитьУдалить